В эпоху Возрождения в интерьере жилища важное место отводится кровати. В аристократических кругах был распространен обычай принимать гостей лежа в постели, поэтому и требования выдвигались очень высокие. Кровать проектировалась как архитектурное сооружение, оформлялась колоннами, балдахином, а главный щит (спинка) - хорошо украшенной резьбой. Достаточно распространенными в этот период были столы, опорные части которых выполнялись в виде колонн, балясин и аркад. В Голландии и Фламандрии ренессансная мебель второй половины XVI в. развивается, главным образом, под влиянием образцовых проектов архитектора Вредемана де Врис, который в своих умеренных формах ориентировался на итальянскую школу. Однако голландская и фламандская мебель гораздо проще и выгоднее. Наиболее распространенными элементами оформления и отделки этой мебели были профилированные карнизы, членящие филенки, мотивы арок, балясины, ажурная резьба, медальоны, канелировани пилястры. Каннелюры (франц. Kannelures) в архитектуре - вертикальные желобки на колонне или пилястры. Пилястры, пилястр (итал. Риlastro от лат. Pila - столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястр имеет те же стены (ствол, накопитель, база) и пропорции, что и колонна, служит для расчленения стены. Достаточно распространенной была и техника деревянной мозаики. Композиции в виде шахматного и других экзотических пород, привозимых из-за границы. Позднее появляется богатая по рисункам интарсия и маркетри, а за ними и новые мотивы украшения: цветы в вазе, птицы, бабочки и т.д.. Довольно широко применялись стулья с обитыми кожей сиденьями, кровати с балдахинами, массивные столы с толстыми крышками и массивными точеными ножками, скрепленными внизу промежутками, большие шкафы со многими дверцами рамочной Филенков конструкции с пилястрами. Встречаются и другие мебельные стили из прошлого, такие как поставец, буфет, оформленные внизу двумя дверцами и ящиками, а наверху колонками, нишей, карнизами (прототип будущих английских буфетов). Стулья и кресла часто имеют витые точеные ножки. Вообще форма мебели для сидения проста и удобна. Сиденья и спинки, в основном, обтянутые кожей, прибитой гвоздями с большими головками.
Основные элементы стилей барокко и ренессанса берут свое начало с античности, а основным отличием барокко является повышенная динамичность форм и беспокойный ритм линий. В эпоху барокко облицовки и мозаичный декор широко вошли в практику мебельщиков. Архитектурные формы в мебели применяются без особой строгости и последовательности. В отдельных случаях - голландских и северо-германских мебели - сохраняется архитектурный принцип членения объемов корпусной мебели, но с тыловыми формами и пропорциями барокко. Вместо дуба мебель часто изготавливали из ореха, который лучше поддается резьбе и полировке.
Появление разнообразных приемов облицовки, использования различных пород дерева и других материалов позволило шире применять интарсию. Широкое применение получили накладные элементы, покрытые позолоченной бронзой.
В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и т.д.) тоже произошел переход от прямолинейных очертаний к изогнутым линиям, мебель становится более легкой и по-домашнему уютной. Новинкой стиля стала гнутая ножка, которая на целый век войдет в практику европейских мебельщиков. Понятие "гарнитуры" и "комплекты", которые появились в эпоху барокко, сохранились до наших дней. Это гармонично сочетаются предметы, предназначенные для отдельных комнат (спальный гарнитур, столовая, кабинетный т.д.), что является основой интерьера и сегодня. Очень пышно украшали интерьер спальни, особенно кровать, которая постепенно набрала форму шатра, украшенного пышными занавесками и драпировкой. Кресла с прямыми очертаниями спинки, обитые гобеленом, а стулья часто покрыты позолотой. Мебельные изделия в так называемом стиле "Буля" хранятся в музеях мира. Они облицованы черным деревом, украшены бронзовыми накладками и маркетри, пластинками черепахи, олова, позолоченной меди, костей и т.д.. По форме они тяжеловаты, имеют прямолинейные очертания, а прямоугольные ножки вниз сужаются. Основой орнамента большие, симметричные мотивы стилизованного лозы. Мебель поражают своей строгостью и величием. В частности, это шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов.
В дизайнерском искусстве переход от стиля к стилю происходило не скачкообразно, а плавно. Стиль регентства занимает промежуточное положение между барокко и рококо. Он не имеет каких-то ярких, присущих ему черт. Значительная часть изделий этого периода почти с одинаковым правом может быть отнесена как к тому стилю, который зарождается, так и к тому, что исчезает. Изменения в стиле прежде всего повлияли на декоративное оформление изделий. Формы мебели стали более изысканными, композиция более динамичной.
Увлечение китайским фарфором, лаками, мебелью стимулирующее влияние на европейское прикладное искусство. В мебельном производстве начинают использоваться экзотические породы дерева. Достаточно эффектные изделия, облицованные черным шпоном, полированные и украшенные бронзовыми накладками. Вершиной стиля регентства считается обшивка деревом стен и поверхностей шкафов. В мебели эпохи регентства черное дерево постепенно вытесняется орехом и розовым деревом, появляются первые изделия из Макогон - красного дерева.
Классицизм принес с собой простоту и изящество деталей,
ясность и гармоничность, спокойное равновесие частей. Основными особенностями
мебели являются толстые прямолинейные формы, плавные изгибы, гладкие
поверхности, ограниченный набор элементов декора, зауженные к низу, реже -
несколько изогнутые обтесанные или точеные ножки, гладкие колонны, фронтонные
выражения шкафов и боковых щитов, кроватей, различные элементы обрамления. В
изделиях классической мебели ножки трактуются как несущие элементы, суженные к
низу, круглого или прямоугольного сечения. Ожили традиции античного мира.
Деревянные части мебели для сидения украшались резьбой низкого рельефа,
позолотой или белым лаком. Чаще всего используется красное дерево, которым
облицовываются различные предметы. Филенки красного дерева страктуются наборами
разнообразных ценных и даже экзотических пород. Отделка цветными лаками в
сочетании с позолотой встречается часто. Стулья часто полностью золотятся.
Позже в декор, особенно женской мебели, вводят расписные фарфоровые накладки.
Сегодня (в мебели) последовательно развивается стилистика 60-х годов, но линии и детали становятся более изысканными, техническое проработки изделий - все более изощренное - материалы - удобные, легкие, экологически чистые.
Добротная мебель изготавливаются сегодня из дерева. Все каркасы скандинавских кожаных и тканевых диванов, кресел собраны из дерева и фанеры с использованием специальной пропитки, а натуральная кожа используется приятная на ощупь и радует разнообразием цветовых оттенков. Из массива делают не только каркасы, но и выступающие декоративные детали. Иногда дерево инкрустируют натуральным перламутром, корнем ореха.
В наши дни, на очередном витке истории, вновь завоевали огромную популярность плетеная мебель. Различные виды плетеной мебели можно встретить как на веранде дачного дома, гостиной большой квартиры, на террасе ресторана, так и в вестибюле отелей.
Лоза, лианы, тростник и соломка, бывшие доступной подручным сырьем для изготовления мебели, вошли в моду в начале 20 в., которые высоко ценились, а изделия из них были обязательным атрибутом загородных домов и светских салонов.
Родоначальником плетеной мебели стал сундук, появившийся в ремесленных кварталах Древнего Рима. "Плетенка" была более доступной и дешевле деревянная мебель, поэтому плетеные изделия (в основном, из камыша) считались в Риме плебейской мебелью, такой мебелью обставляли помещения, где жил и работал домашний персонал. Но вскоре и патриции по достоинству оценили мягкую и прочную плетенку, используя ее для покрытия сидений на скамьях и диванах. Это было очень удобно и никого уже не удивляло, что резная скамья из розового дерева покрыта плетеным полотном. В Европе первыми оценили долговечность, оригинальность и красоту плетеной мебели англичане. Мебель из ротанга способны выдерживать большие нагрузки: высокую влажность воздуха и даже резкие перепады температур. Вслед за англичанами уже вся Европа была покорена этой легкой и прочной мебелью. Мода на плетеную мебель, как и всякая мода, то разворачивалась, то утихала, но уже никогда не исчезала насовсем из европейских интерьеров.
Среди изделий особой популярностью пользуются спальни, диваны и кресла, этажерки и ширмы, журнальные столики.
Современные дизайнеры продолжают создавать мебель, в которых полоски плетения, перекрещиваются, задают особый ритм и динамику.
Сегодня (в мебели) последовательно развивается стилистика 60-х годов, но линии и детали становятся более изысканными, техническое проработки изделий - все более изощренное - материалы - удобные, легкие, экологически чистые.
Добротная мебель изготавливаются сегодня из дерева. Все каркасы скандинавских кожаных и тканевых диванов, кресел собраны из дерева и фанеры с использованием специальной пропитки, а натуральная кожа используется приятная на ощупь и радует разнообразием цветовых оттенков. Из массива делают не только каркасы, но и выступающие декоративные детали. Иногда дерево инкрустируют натуральным перламутром, корнем ореха.
В наши дни, на очередном витке истории, вновь завоевали огромную популярность плетеная мебель. Различные виды плетеной мебели можно встретить как на веранде дачного дома, гостиной большой квартиры, на террасе ресторана, так и в вестибюле отелей.
Лоза, лианы, тростник и соломка, бывшие доступной подручным сырьем для изготовления мебели, вошли в моду в начале 20 в., которые высоко ценились, а изделия из них были обязательным атрибутом загородных домов и светских салонов.
Родоначальником плетеной мебели стал сундук, появившийся в ремесленных кварталах Древнего Рима. "Плетенка" была более доступной и дешевле деревянная мебель, поэтому плетеные изделия (в основном, из камыша) считались в Риме плебейской мебелью, такой мебелью обставляли помещения, где жил и работал домашний персонал. Но вскоре и патриции по достоинству оценили мягкую и прочную плетенку, используя ее для покрытия сидений на скамьях и диванах. Это было очень удобно и никого уже не удивляло, что резная скамья из розового дерева покрыта плетеным полотном. В Европе первыми оценили долговечность, оригинальность и красоту плетеной мебели англичане. Мебель из ротанга способны выдерживать большие нагрузки: высокую влажность воздуха и даже резкие перепады температур. Вслед за англичанами уже вся Европа была покорена этой легкой и прочной мебелью. Мода на плетеную мебель, как и всякая мода, то разворачивалась, то утихала, но уже никогда не исчезала насовсем из европейских интерьеров.
Среди изделий особой популярностью пользуются спальни, диваны и кресла, этажерки и ширмы, журнальные столики.
Современные дизайнеры продолжают создавать мебель, в которых полоски плетения, перекрещиваются, задают особый ритм и динамику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий